Регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг
Инвестиционная деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг регулируется акционерным законодательством, законодательством о рынке ценных бумаг, антимонопольным и банковским законодательством. Соответственно на кредитные организации распространяются регулирующие, надзорные и контрольные меры Министерства по антимонопольной политике РФ (МАП), Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и Банка России.
Антимонопольное регулирование инвестиционной деятельности направлено на развитие добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг. Оно осуществляется на основе Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Действие данного закона распространяется на случаи приобретения голосуюпщх акций, в сумме составляющих не менее 20% общего числа голосов. В отношении банков и других кредитных организаций не установлено каких-либо особых правил или исключений при контроле сделок по приобретению крупных пакетов ценных бумаг. На совершение сделки, в результате которой кредитная организация (как и любой другой инвестор) становится владельцем более 20% голосующих акций, она обязана получить разрешение МАП. Такое разрешение необходимо только в отношении приобретения акций эмитентов, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 100 тыс. МРОТ, а также в отношении акционерных обществ, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
Законом также установлено, что в случае, если стоимость активов эмитента менее 100, но более 50 тыс. руб., о подобной сделке необходимо уведомить соответствующий орган МАП. Помимо согласия антимонопольного министерства кредитные организации (как и любые другие инвесторы), приобретающие более 20% акций (как голосующих, так и не голосующих) другой кредитной организации, обязаны получить предварительное согласие Банка России, а в случае приобретения более 5%, но менее 20% акций — уведомить о сделке Банк России.
Кроме того, как уже указывалось, в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 106) и Федеральным законом «Об акционерных обществах» (ст. 6) кредитные организации (как и прочие инвесторы) при приобретении более 20% голосующих акций другого акционерного общества (за исключением случаев приобретения акций при создании акционерного общества) обязаны опубликовать сведения об этом в течение 5 дней с момента их приобретения. Подобная публикация должна осуществляться и при любом увеличении доли владения голосующими акциями этого общества до уровня, кратного 5%, но свыше 20%о. Следует обратить внимание, что, начиная с доли владения, составляющей 20%о голосующих акций, взаимоотношения банка-инвестора и акционерного общества, акции которого были им приобретены, квалифицируются Гражданским кодексом РФ как взаимоотношения преобладающего и зависимого общества, что влечет за собой возникновение у банка дополнительных обязанностей и ответственности.
Регулирование инвестиционной деятельности, связанное с защитой прав инвесторов, базируется на нормах Федеральных законов «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит ряд норм, которые необходимо иметь в виду при принятии решений о приобретении тех или иных акций. В соответствии со ст. 11 этого Закона уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. Эти ограничения обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами, поэтому банк, прежде чем приобрести пакет акций акционерного общества, должен внимательно изучить его устав на предмет наличия в нем подобных ограничений.
В случае приобретения 2% голосующих акций банк как инвестор приобретает право не просто участвовать в собрании акционеров эмитента, чьи акции он приобрел, но также внести не более двух предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в Совет Директоров (Наблюдательный Совет) общества и ревизионную комиссию (ревизора) общества, число которых не может превышать количественного состава этого органа.
Кроме того, банк-инвестор должен быть готов к тому, что лицам, владеющим 10% и более голосующих акций, станет известна полная информация о количестве и категории (типе) принадлежащих ему акций. Эта норма содержится в ст. 51 Федерального закона «Об акционерных обществах», устанавливающей порядок составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. В то же время и сам банк в случае приобретения 10% голосующих акций получит право ознакомления с полным списком акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, содержащим имя (наименование) каждого акционера, его адрес (место нахождения), данные о количестве и категории (типе) принадлежащих ему акций.
Контроль за крупными приобретениями ценных бумаг в целях защиты прав инвесторов является прерогативой ФКЦБ. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» установил обязанность инвестора направить уведомление в ФКЦБ о результатах совершенных им сделок в следующих случаях, если в результате сделки:
• владелец вступил во владение 20% и более любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитента;
• владелец увеличил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5%, свыше 20%, этого вида ценных бумаг;
• владелец снизил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5%, свыше 20%, этого вида ценных бумаг. Уведомление должно содержать имя или наименование владельца, вид и государственный регистрационный номер ценных бумаг, наименование эмитента, количество принадлежащих владельцу ценных бумаг.
Уведомление должно быть направлено в течение 5 дней после совершения соответствующих сделок. При этом информация, направленная в ФКЦБ, считается открытой, и к ней в соответствии с законом должен быть обеспечен доступ любых заинтересованных лиц.
В случае если доля участия инвестора, в том числе и банка, в уставном капитале эмитента увеличивается до 30% и более размещенных обыкновенных акций, у него возникает ряд дополнительных обязанностей:
во-первых, не менее чем за 30 дней до приобретения указанного количества акций инвестор обязан в письменной форме проинформировать о намеченной сделке эмитента;
во-вторых, в течение 30 дней с даты приобретения 30% или более акций общества необходимо в письменной форме предложить всем акционерам продать ему (банку-инвестору) принадлежащие им обыкновенные акции общества по цене не ниже средневзвешенной цены приобретения акций общества за последние шесть месяцев, предшествующих дате приобретения данного пакета акций, если только уставом общества-эмитента или решением общего собрания акционеров инвестор не освобожден от такой обязанности. По получении такого предложения акционеры должны в течение 30 дней принять или отвергнуть сделанное им предложение. При этом все мероприятия, связанные с приобретением 30%о и более акций общества-эмитента, и направление акционерам — владельцам обыкновенных акций общества предложения о приобретении принадлежащих им акций должны осуществиться в течение 120 дней с даты направления обществу уведомления о приобретении 30 % акций.
Таким образом, планирование банком-инвестором операций по приобретению 30% и более обыкновенных акций какого-либо общества должно учитывать вероятность возникновения потребности в приобретении гораздо большего количества акций, чем это предполагалось первоначально. Необходим тщательный расчет возможной потребности в дополнительных средствах, возможного влияния такой операции на значения обязательных экономических нормативов.
Регулирование инвестиционной деятельности банков Банком России как органом банковского регулирования и надзора направлено на обеспечение стабильности банковской системы в целом, на защиту интересов кредиторов и вкладчиков банков. В рамках данных ему полномочий Банк России устанавливает для банков дополнительные ограничения на инвестиционную деятельность, которые не действуют в отношении других институциональных инвесторов. Это прежде всего относится к ограничению рисков, принимаемых банками по их инвестиционным операциям.
Похожие работы:
- Регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг Инвестиционная деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг регулируется акционерным законодательством, законодательством о рынке ценных бумаг, антимонопольным и банковским законодательств...
- Лицензирование деятельности кредитных организаций в сфере ценных бумаг Профессиональная деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Дополнительным основанием для отказа в ...
- Государственное регулирование операций на рынке ценных бумаг В условиях ослабления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, наблюдающегося в большинстве стран, отказа от государственного регулирования ценных бумаг нигде не произошло. Это было бы не толь...
- Виды деятельности банков на рынке ценных бумаг Общей тенденцией развития банковских систем рыночного типа является универсализация деятельности банков, которая проявляется, в частности, в расширении их присутствия на рынке ценных бумаг и диверсифи...
- Преступления на рынке ценных бумаг Рынок ценных бумаг в общем виде можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Гражданский кодекс РФ (ст. 142) определяет ценную бумагу как докум...